Супервизия для начинающего психолога
Индивидуальная супервизия
Супервизия – это один из методов самопознания психотерапевта, способ повышения его квалификации. Индивидуальная супервизия предполагает консультирование психотерапевта опытным специалистом-наставником.
В индивидуальной супервизии внимание уделяется главным образом отношениям терапевта и пациента. На профессиональном языке это называется «явлением переноса и контрпереноса». Что это значит? Специалист может испытывать к своему клиенту самые разные чувства – раздражение, скуку, влюбленность... Это может мешать работе или даже приводить к обрыву терапии. Поэтому эти чувства крайне важно признать и разобраться в их природе – в чём и помогает наставник.
Зачем нужна индивидуальная супервизия
Начинающий специалист стремится найти опору в лице своего супервизора, который поможет ему пережить тревогу, связанную с приёмом первых пациентов. Иногда начинающий психотерапевт может искажать свои терапевтические действия и интерпретации, утаивать истинные желания и эмоции по отношению к пациенту, пытаясь таким образом защитить себя от «оценки» супервизора. В каком-то смысле он перемещается на роль пациента, осознанно или подсознательно выдавая лишь ту информацию, которая кажется ему на данный момент безопасной для него самого. Доверие к наставнику и опыт личной психотерапии помогают ему со временем справиться с этими барьерами, он учится не только размышлять о случае, но и предъявлять себя в том естественном виде, в котором он и проводит сессии. В этом заключается обогащающий опыт личной супервизии, ведущий к укреплению профессиональной идентичности психотерапевта.
Наставник становится неким «третьим» в терапевтических отношениях, ведь начинающий специалист опирается не только на его опыт, но и в каком-то смысле, на его личность, пытаясь освоить приёмы работы и, отчасти, подражая ему. Можно сказать, что личность супервизора оказывает влияние на ход терапии, как и личность психотерапевта, может быть, только в иной мере.
Как проходят индивидуальные супервизии
Латинское «supervidere» – обозревать сверху. Супервизорами могут быть признанные в сообществе специалисты, которые прошли особую подготовку или имеют соответствующий опыт. В психоаналитической практике супервизор выступает, скорее, в роли беспристрастного наблюдателя и помощника, чем судьи или руководителя.
Задавая вопросы, супервизор помогает психотерапевту освоить специфические методы психоаналитической работы: прояснение, конфронтацию и интерпретацию. Если психотерапевт практикует в психодинамической психотерапии с применением имагинаций, то по запросу психотерапевта супервизор может предложить, какие имагинации можно использовать с данным пациентом на данном этапе терапии.
Личная супервизия – это довольно творческий процесс, она не стандартизирована и не проходит по строгой формализованной процедуре. Многие даже рассматривают и практикуют ее как своего рода вид искусства, в котором важна работа как аналитического аппарата, так и «движения души».
Неизменными остаются только форма (консультирование) и цель (повысить профессиональный уровень психотерапевта, главным образом за счет того, чтобы научить его лучше понимать своё взаимодействие с пациентами). Как будет проходить супервизия, зависит от личности супервизора, личного опыта супервизируемого и складывающихся между ними отношений.
Важность индивидуальной супервизионной работы
Итак, благодаря супервизии терапевт может осознать свои чувства, которые он испытывает к пациенту. Зачастую специалисты не признаются себе, что, к примеру, чрезмерно симпатизируют пациентам или злятся на них. Супервизия помогает понять, почему именно тот или другой пациент вызывает к себе определенное отношение, разобраться в природе этих чувств. Когда они перестают мешать, терапевт может заниматься своей практикой гораздо эффективнее, избегая множества ошибок. Важность подобной работы с чувствами психотерапевта сложно переоценить.
Супервизирование – это опыт, в котором можно быстро учиться и развиваться. Это актуально как для психотерапевта, так и для супервизора. Опытный наставник обеспечивает наилучшие условия для того, чтобы спокойно разбираться в отношениях с пациентами, строить психотерапевтические гипотезы. Также и для самого супервизора подобная работа может иметь большое профессиональное значение: не пытается ли супервизор конкурировать с психотерапевтом, не стремится ли он слишком «вникнуть» в суть случая, заступаясь за пациента или, наоборот, начиная «опекать» супервизируемого. Осмысление множества нюансов совместной работы помогает обоим специалистам развить возможности для максимального профессионального роста, что, в конечном итоге, принесёт пользу и пациенту.
Таким образом, супервизия – это совместная работа терапевта и супервизора над случаем. Её цель – расширение возможностей терапевтических отношений. То есть это работа по внесению в терапевтическое пространство нового содержания, которым могут быть изменённые после супервизии чувства терапевта, новые ракурсы его восприятия случая и пациента, применение вновь полученного опыта, связанного с опытом супервизора.
Супервизия способствует мощному профессиональному росту, в результате чего можно стать лучшим терапевтом для своих пациентов.