Супервизии для начинающих психологов
Супервизор Наталья Александровна Куликова
- Квалифицированный супервизор (программа "Психоаналитическая супервизия" (др. Лявас Коварскис, Л. Э. Комарова) в Московском институте психоанализа).
- Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ).
- Ведущая групп, семинаров, тренингов.
- Личная супервизия - более 100 часов.
- Групповая супервизия - с 2019 года, в том числе в международных программах и мастер-классах.
- Участие в балинтовских группах.

Индивидуальная супервизия очно и онлайн
Мой опыт психоаналитической супервизии говорит о том, что у многих начинающих психологов, работающих в психодинамическом направлении, возникают ОДИНАКОВЫЕ ошибки, которые сильно усложняют практику. Не столько ошибки, а, скорее, ловушки, корни которых кроются в психологических защитах самого специалиста. Такие ловушки снижают и без того уязвимую профессиональную самооценку и мешают сформироваться устойчивой идентичности психоаналитика/психолога. Здесь я сформулировала свои рекомендации начинающим психоаналитическим психотерапевтам и психологам. Если вам близок мой подход, приглашаю вас на разовую или постоянную супервизию.
5 ловушек, в которые попадают начинающие психологи
- Страх потерять пациента и отсюда желание дать быстрое решение.
Даже если у вас есть ответы на все вопросы и волшебная таблетка от всего – сделайте над собой усилие и удержите их при себе. Помочь быстро – навредить процессу. Ваш пациент – это, в лучшем случае, невротичный пациент, который с трудом может выдерживать напряжение от ожидания результата. Одна из ваших задач – научить его этому. Для этого вы сами должны быть готовы выдерживать напряжение от отсутствия быстрых результатов и быть с пациентом долгое время на его пути к себе. Ценность психоанализа – в его длительности. Именно благодаря растянутости во времени происходят постепенные изменения внутренних объектов, смягчение суперэго, интеграция необходимых качеств и свойств характера – что и даёт потом результат надолго, а чаще - навсегда. Если хочется помочь быстро – лучше идти в КПТ. - Обесценивание контрпереноса.
Любые сильные чувства, которые возникают рядом с пациентом, важно зафиксировать и проанализировать. Являются ли они чувствами самого пациента, которыми он делится с вами? Или он подсознательно вызывает такие чувства в окружающих, в том числе и в вас? Конечно не всё, что вы чувствуете к пациенту, является контрпереносом. Возможно, чувства принадлежат именно вам, и они связаны с вашим личным опытом. Разобравшись с этим, вы лучше поймёте историю жизни пациента и поможете и себе (в диагностике), и ему. - Гипердиагностика.
Не стоит приносить на супервизию вместо истории жизни пациента выписки из учебника по ОПД. Супервизору важно сформировать свой контрперенос, чтобы работа была полезной. Мыслите пациента не как больного, а как анализируемого. В психоаналитическом подходе анамнез больше похож на книжный роман, чем на медицинскую карту. - Слишком частые вопросы про чувства или навязывание чувств пациенту.
«Слова вашей матери могли разозлить вас…», «Представляю, как вам было обидно…», «Какие чувства у вас это вызывает?» После таких формулировок пациент может начать ещё больше защищаться, что только навредит в установлении доверительных отношений между вами на первых этапах терапии. Кроме того, пациент мог не чувствовать злость или обиду, он мог чувствовать, например, грусть или «ничего не чувствовать». Важно понять именно его состояние, выдержав паузу или задав более открытый вопрос: «Как вам было тогда?» Особенно это важно, если пациент не в контакте со своими чувствами, и ему сложно их идентифицировать. Ваша задача на первом этапе – соприкоснуться душами, смягчить защиты, а не предлагать ему свою реальность вместо его собственной. - Заполнение пауз вопросами.
В начале терапии пациент может не знать, о чём говорить, ему необходимо время, чтобы выстроить логику своего рассказа, вспомнить важные эпизоды, которыми хотелось бы поделиться. Тревожный терапевт может посчитать, что в паузе он «бросает» пациента и должен «спасти» ситуацию, сразу задав наводящие или проясняющие вопросы. В результате большая часть сессии уходит на вопросы терапевта, а пациент оказывается сбит с толку. Важно помнить, что сессия – это пространство пациента. Даже если он молчит – в это время внутри него происходит важная психическая и ментальная работа. Ваше молчание – это не «отвержение» пациента, это уважение и бережное отношение к его внутренним процессам.
Работа с переносом и контрпереносом
Понятия переноса и контрпереноса принимают важное место в супервизии. Перенос (трансфер) описывает процесс, когда пациент переносит свои эмоции или ощущения, связанные с важными людьми из своего прошлого, на психолога. Контрперенос, с другой стороны, происходит, когда психолог переносит свои чувства на пациента.
Важность обработки переноса и контрпереноса в ходе супервизии не может быть недооценена. Если они не распознаются и не обрабатываются, это может привести к недоразумениям и потенциальному ущербу для процесса психотерапии.
В супервизии перенос и контрперенос могут обрабатываться разными способами. Супервизоры могут помочь психологу разогнать "туман" переноса и контрпереноса, помогая понять источник этих переживаний. Это может включать в себя исследование собственных непонятных чувств психолога, работу над способами реагирования на перенос пациента и исследование того, какие контрпереносные чувства провоцирует пациент со стороны психолога.
Контрперенос - важнейший инструмент работы психолога
Контрперенос (контртрансфер) - это появление у психолога (психотерапевта, психоаналитика) непроизвольных эмоций или чувств в отношении клиента (пациента). Начинающие психологи и психотерапевты в результате ошибок в обучении могут считать, что все возникающие у них чувства в адрес пациента являются контрпереносом. Это не так. Важно уметь отличать именно те чувства, которые относятся к контрпереносным, иначе терапевт может попасть в ловушку собственных травм и навязать пациенту собственный опыт, чего необходимо максимально избегать. Опытный супервизор поможет отличить, какие чувства терапевта являются контрпереносом, а значит их необходимо брать в работу с этим пациентом, а какие - следствием личного опыта терапевта (и тогда эти чувства могут стать помехой в работе, их необходимо проработать на супервизии или личной терапии).
Контрперенос важный аспект динамики отношений в психотерапии и может быть как полезным инструментом, так и трудностью при работе с клиентом.
Конкордантный (согласующийся) и комплементарный (дополнительный) контрперенос
Среди различных форм контрпереноса исследователи часто выделяют конкордантный и комплементарный контрперенос.
Комплементарный контрперенос описывает ситуацию, в которой психолог начинает действовать в роли одного из ключевых людей в жизни клиента. Например, если клиент воспринимает психолога как строгого родителя, психолог может начать вести себя и действовать подсознательно как строгий родитель. С другой стороны, конкордантный контрперенос происходит, когда психолог начинает чувствовать и вести себя эмпатично по отношению к клиенту, разделяя с ним его чувства. Если в примере с комплементарным контрпереносом психолог становиться строгим родителем, то в случае конкордантного контрпереноса психолог может начать принимать роль подчиненного или ребенка, избегая любого авторитета.
Как начинающему психологу управлять этими видами контрпереноса? Важнейшим шагом является осознание. Психолог должен быть способен честно оценить свои эмоции и понять, как они могут влиять на его взаимодействие с клиентом. Это требует самонаблюдения, способности к интроспекции и непрерывного развития личности психолога. На практике этот процесс может включать в себя обсуждение переживаний психолога на супервизии, работу над самоосознанием в своей личной терапии или использование техник осознанности для более глубокого понимания собственных эмоций и реакций.
Важно также отметить, что контрперенос, независимо от формы, не является препятствием. Наоборот, это важнейший инструмент в диагностике и лечении. Если психолог успешно обрабатывает свой контрперенос, это может стать ценным источником информации о клиенте и его внутреннем мире, а также об узорах взаимодействия с другими.
В конечном итоге, конкордантный и комплементарный контрперенос могут быть как вызовом, так и возможностью для начинающих психологов. Осознание и коррекция контрпереноса могут добавить глубины в понимание и сочувствие, которые психолог в состоянии предложить своим клиентам.
Зачем нужна индивидуальная супервизия
Начинающий специалист стремится найти опору в лице своего супервизора, который поможет ему пережить тревогу, связанную с приёмом первых пациентов. Иногда начинающий психотерапевт может искажать свои терапевтические действия и интерпретации, утаивать истинные желания и эмоции по отношению к пациенту, пытаясь таким образом защитить себя от «оценки» супервизора. В каком-то смысле он перемещается на роль пациента, осознанно или подсознательно выдавая лишь ту информацию, которая кажется ему на данный момент безопасной для него самого. Доверие к наставнику и опыт личной психотерапии помогают ему со временем справиться с этими барьерами, он учится не только размышлять о случае, но и предъявлять себя в том естественном виде, в котором он и проводит сессии. В этом заключается обогащающий опыт личной супервизии, ведущий к укреплению профессиональной идентичности психотерапевта.
Наставник становится неким «третьим» в терапевтических отношениях, ведь начинающий специалист опирается не только на его опыт, но и в каком-то смысле, на его личность, пытаясь освоить приёмы работы и, отчасти, подражая ему. Можно сказать, что личность супервизора оказывает влияние на ход терапии, как и личность психотерапевта, может быть, только в иной мере.
Как проходят индивидуальные супервизии
Латинское «supervidere» – обозревать сверху. Супервизорами могут быть признанные в сообществе специалисты, которые прошли особую подготовку или имеют соответствующий опыт. В психоаналитической практике супервизор выступает, скорее, в роли беспристрастного наблюдателя и помощника, чем судьи или руководителя.
Задавая вопросы, супервизор помогает психотерапевту освоить специфические методы психоаналитической работы: прояснение, конфронтацию и интерпретацию. Если психотерапевт практикует в психодинамической психотерапии с применением имагинаций, то по запросу психотерапевта супервизор может предложить, какие имагинации можно использовать с данным пациентом на данном этапе терапии.
Личная супервизия – это довольно творческий процесс, она не стандартизирована и не проходит по строгой формализованной процедуре. Многие даже рассматривают и практикуют ее как своего рода вид искусства, в котором важна работа как аналитического аппарата, так и «движения души».
Неизменными остаются только форма (консультирование) и цель (повысить профессиональный уровень психотерапевта, главным образом за счет того, чтобы научить его лучше понимать своё взаимодействие с пациентами). Как будет проходить супервизия, зависит от личности супервизора, личного опыта супервизируемого и складывающихся между ними отношений.
Важность индивидуальной супервизионной работы
Итак, благодаря супервизии терапевт может осознать свои чувства, которые он испытывает к пациенту. Зачастую специалисты не признаются себе, что, к примеру, чрезмерно симпатизируют пациентам или злятся на них. Супервизия помогает понять, почему именно тот или другой пациент вызывает к себе определенное отношение, разобраться в природе этих чувств. Когда они перестают мешать, терапевт может заниматься своей практикой гораздо эффективнее, избегая множества ошибок. Важность подобной работы с чувствами психотерапевта сложно переоценить.
Супервизирование – это опыт, в котором можно быстро учиться и развиваться. Это актуально как для психотерапевта, так и для супервизора. Опытный наставник обеспечивает наилучшие условия для того, чтобы спокойно разбираться в отношениях с пациентами, строить психотерапевтические гипотезы. Также и для самого супервизора подобная работа может иметь большое профессиональное значение: не пытается ли супервизор конкурировать с психотерапевтом, не стремится ли он слишком «вникнуть» в суть случая, заступаясь за пациента или, наоборот, начиная «опекать» супервизируемого. Осмысление множества нюансов совместной работы помогает обоим специалистам развить возможности для максимального профессионального роста, что, в конечном итоге, принесёт пользу и пациенту.
Таким образом, супервизия – это совместная работа терапевта и супервизора над случаем. Её цель – расширение возможностей терапевтических отношений. То есть это работа по внесению в терапевтическое пространство нового содержания, которым могут быть изменённые после супервизии чувства терапевта, новые ракурсы его восприятия случая и пациента, применение вновь полученного опыта, связанного с опытом супервизора.
Супервизия способствует мощному профессиональному росту, в результате чего можно стать лучшим терапевтом для своих пациентов.
Преимущества личной супервизии
- Постоянное обучение: даже после получения диплома учебный процесс для психолога не заканчивается. Супервизия помогает психологу быть в курсе последних исследований и теорий, а также поддерживать свои навыки на высоком уровне.
- Забота о самом себе: супервизия помогает предотвратить профессиональное выгорание, обеспечивая психологу пространство для обсуждения трудностей, с которыми он сталкивается на работе.
- Профессиональная ответственность: регулярная супервизия помогает поддерживать высокий уровень этического и профессионального стандарта в практике психолога.